«Пишу, но зачем?..»
Я часто думаю, что лучшим образом жизни для меня было бы, если бы меня заперли с пером, бумагой и лампой в самом дальнем помещении длинного подвала. Еду пусть бы мне приносили и ставили от моей комнаты как можно дальше, при входе в подвал. Поход за едой, в халате, минуя все подвальные своды, был бы единственной моей прогулкой. Потом я возвращался бы за стол, долго, со вкусом ел и снова принимался бы писать. Ах, что бы я тогда написал! Из каких глубин бы черпал!
Я должен выбирать между вещами, вызывающими во мне отвращение: выбирать или мечту, которую мой разум ненавидит, или действие, которое моя чувствительность отвергает; или действие, для которого я не рожден, или мечту, для которой никто не был рожден. В результате, ненавидя и то, и другое, я ничего не выбираю; но так как я все-таки должен выбрать: действовать или мечтать, — я смешиваю одно с другим.
Что их объединяет? Оба не пытались вписаться в существующее литературное течение. Оба принимали дефицит внешнего мира и отвечали избытком внутреннего. Кафка строил себе убежище. Пессоа населил небольшое внутреннее королевство. Они понимали: писательство – не способ сделать карьеру, а нечто совершенно непрактичное.